Автомобильные источники наружного освещения
Изобретение автомобиля и его потребность в круглосуточном использовании, послужило началом развития устройств для освещения трассы в ночное время. Приборы внешнего света – фары, устанавливаются на автомобиль спереди, сзади и по бокам. Фары прошли эволюцию от первых керосиновых фонарей до современных систем освещения, управляемых электроникой.
Автомобильная осветительная техника предназначена не только для освещения темных участков дороги, к тому же она обозначает габариты транспорта, направление его движения, изменение скорости и аварийное состояние. Каждый вид автомобильной фары имеет свое функциональное назначение.
Фары находящиеся впереди, выполняют главную роль в освещении дорожного полотна и обочины при движении в сумерках, ночью или тумане. Различают два вида светового потока – ближний свет и дальний. Ближний свет направлен под наклоном вниз, во избежание ослепления встречных водителей, и применяется в основном при движении с небольшой скоростью. На высокой скорости передвижения ближний свет не успевает освещать безопасный участок дороги и используется дальний свет, позволяющий увеличить дальность обзора.
Кроме того, в передней части автомобиля установлены противотуманные фары, предназначенные для поездок в тумане и поворотные фонари, предупреждающие о предстоящем маневре.
В заднем, багажном корпусе стоят блок-фонари выполняющие функции: обозначение торможения, габаритное ориентирование автомобиля, предстоящее изменение направления и задний ход.
Современные автомобили используют основные типы передних фар: галогенные, ксеноновые и светодиодные.
Галогенные фары самые распространенные в мире автомобилей. Основа такой популярности – долговечность, низкая стоимость и регулируемая яркость двухнитевых галогенных ламп.
Потребляя 55 Вт, эти лампы создают поток около 1600 лм (Люмен).
Недостаток лампы заключается в низкой эффективности – большой расход энергии обусловлен работой нити накаливания, которая создает много тепла.
Еще один недостаток галогенной лампы – структура стекла. Так, при попадании на стекло частиц жира, скапливающихся на руках человека, они оставляют пятна приводящие к разрушению лампы. Поэтому при самостоятельной замене лампы пользуйтесь перчатками.
Ксеноновые фары содержат газоразрядные (газ - ксенон) лампы, с синеватым оттенком при включении. С 1991 года росла популярность установки данного типа фар, занимая лидирующие позиции у автомобильных концернов. Однако до сих пор ксеноновые фары не устанавливаются в базовой комплектации серийно.
Потребляя 40 Вт, ксеноновые лампы создают поток порядка 3200 лм.
По сравнению с галогенными ксеноновые эффективнее в два раза, продолжительность работы тоже в несколько раз дольше. Но высокая эффективность имеет свои недостатки – достаточно яркий свет может вызвать ослепление у встречных водителей. Устанавливают ксенон только в качестве ближнего света в связи с продолжительным временем включения - порядка нескольких секунд. К тому же недостатками является высокая стоимость ламп, электронного оборудования и работу по их обслуживанию. Содержание в некоторых лампах токсичных веществ (ртути) не прибавляет привлекательности у покупателей – так как они оказывают вредное влияние на организм человека и окружающую природу.
Светодиодные фары появились совсем недавно, и плотно заняли рынок в качестве дополнительной оптики для различного транспорта: городских автомобилей, внедорожников, квадроциклов, снегоходов и многих других, в том числе и спецтехники. Такая популярность светодиодных излучателей вызвана малым энергопотреблением.
На 1 Вт мощности приходится до 100 лм. Формируя группами от 20 до 40 штук, производители добиваются великолепных результатов освещения и возможности повторять изгибы корпусных деталей, варьируя количество светодиодов.
Основной недостаток светодиодных ламп заключается в избыточном перегреве, который негативно влияет на соседние приборы, узлы и кабеля. Производители решают эту проблему при помощи специальных радиаторов отводящих лишнее тепло, соответственно увеличивая в сумме и так высокую стоимость этих ламп.
Автор: azagtota (Лихачев Владимир Юрьевич)